Все ли автокресла одинаково безопасны?

В настоящее время на рынке автокресел представлено большое количество разнообразных моделей. При покупке кресла для своего ребенка невольно задаешься вопросом — а действительно ли выбранная модель призвана обезопасить поездки детей и чем это можно подтвердить.

На территории Евразийского экономического союза (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения) действует технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), согласно которому все детские автокресла должны сертифицироваться аккредитованными лабораториями на соответствие требованиям европейскому стандарту безопасности ECE 44 и стандарту ECE 129 (i-Size).
К сожалению, большинство удерживающих устройств, представленных на рынке и даже имеющих требуемые сертификаты, не соответствуют установленным нормам безопасности. В основном это вызвано массовым ввозом подделок и копий известных моделей из Китая с липовыми сертификатами от недействительных центров, либо в легальных российских сертификационных центрах отсутствует техническая база для полноценных испытаний и сертификат выдается на основании недействительных протоколов испытаний.

Настоящая сертификация детского автокресла

Чтобы подтвердить соответствие автокресла положениям стандарта ECE 44 или ECE 129 необходимо провести обязательные лабораторные испытания и получить сертификат.
В стандарте ECE 44 (поправки в стандарт вносятся по несколько раз в году) подробно описаны требования к качеству и безопасности материалов, надежности креплений и замков, информативности инструкций и маркировочных наклеек, но самой важной частью тестирования являются динамические испытания (краш-тесты).

Динамические краш-тесты проводятся в специально оборудованной лаборатории при помощи высокотехнологичной катапульты — подвижной тележки. Тележка устанавливается на рельсах и прикрепляется тросом к электрической разгонной лебедке. Лебедка выполняет разгон тележки до заданной скорости, после чего следует резкая остановка с определенным замедлением, имитирующая удар и учитывающая процесс поглащения удара деформирующимся автомобилем. Процесс тестирования записывается на высокоскоростные видеокамеры и фиксируется электронной аппаратурой с многочисленными датчиками перегрузок.
Значения силы столкновений по стандарту:
— для лобового удара тележка разгоняется до скорости ~50 км/ч, с максимальным порогом перегрузки 28 g, минимальным— 20 g:
— для удара сзади тележка должна разогнаться до скорости ~30 км/ч;

Для тестирования по данному стандарту применяются манекены, соответствующие антропометрическим характеристикам детей 6 разных возрастов: новорождённые (3,4 кг), 9 месяцев (9 кг), 18 месяцев (11 кг), 3 года (15 кг), 6 лет (22 кг), 10 лет (32 кг). Для каждого автокресла проводятся минимум два краш-теста с использованием самого легкого и самого тяжелого из манекенов в рамках одной группы. При этом, если кресло относится к нескольким группам, то лаборатория, проводящая испытание, может провести дополнительный тест с манекеном промежуточного веса.

Перед краш-тестом манекен усаживается и пристегивается в автокресле в соответствии с инструкцией к данной модели. Он оснащен высокоточными датчиками, которые определяют степень перегрузки для различных зон, а также формовочной глиной в зоне живота.
После испытания не должно быть выявлено никаких видимых признаков проникновения любой из частей детского удерживающего устройства в формовочную глину полости живота манекена. Перемещение модели головы не должно выходить за пределы строго определенных пределов — как при лобовом ударе, так и при испытании сзади. Голова не должна касаться ни одного из элементов транспортного средства, либо, если такой контакт происходит, скорость при ударе головы должна быть менее 24 км/ч, а сам контактирующий элемент отвечать требованиям на поглощение энергии.
Исключено самопроизвольное открытие замков удерживающего устройства или проскальзывание ремней в регулировочных пряжках. Также проверяется возможность свободного извлечения манекена из автокресла, без использования каких-либо инструментов.
После успешного проведения всех этих испытаний, креслу присваивается сертификация ECE 44.

Проверка подлинности сертификатов автокресел

Чтобы понять, сертифицировано ли детское удерживающее устройство, на этапе покупки нужно обратить внимание на следующие моменты:
— согласно Правилам ЕЭК ООН № 44-04, на каждом сертифицированном детском удерживающем устройстве должны стоять в видном месте международный знак официального утверждения (как правило оранжевая бирка) и особая маркировка.

международный знак официального утверждения сертифицированного кресла

На международном знаке официального утверждения должны быть:

  • круг с буквой «E» и цифрой, означающей страну, предоставившую официальное утверждение: Е1 – Германия, E2 – Франция, E3 – Италия, E4 – Нидерланды, E6 – Бельгия, E11 – Соединенное Королевство, 16 – Норвегия, 17 – Финляндия, 20 – Польша, 22 – Российская Федерация;
  • номер официального утверждения;
  • слово (слова) «универсальная», «ограниченного использования», «полууниверсальная» или «конкретного транспортного средства» в зависимости от категории удерживающего устройства;
  • весовая группа, для которой предназначено устройство;
  • обозначение «Y» для устройства с проходящей между ног лямкой или обозначение «S» для специального удерживающего устройства.
  • На официальном знаке, или рядом с ним можно найти метку ECE R44/04 Внимание! Если вы видите на кресле метку ECE R44/03 — это устаревшие нормы. Они уже не действительны. Такое кресло может быть небезопасно! Нужная метка — ECE R44/04.
Маркировка сертифицированного автокресла с указанием года производства

Маркировка автокресла может содержать следующие элементы:

  • На одной из пластиковых частей автокресла должен быть нанесен год производства. Маркировка должна быть четкая и не стираемая. Отлично, если она выштампована на пластике.
  • Если автокресло фиксируется с помощью ремня безопасности автомобиля, то на корпусе должен быть стационарно прикрепленный чертеж способа правильного пристегивания лямок. Маркировка должна быть видна на удерживающем устройстве, установленном в транспортном средстве. Для удерживающих устройств группы 0 эта маркировка должна быть также видна и в том случае, когда в удерживающем устройстве находится ребенок.

Стоит отметить что наличие всех необходимых знаков и маркировки, к сожалению, не доказательство того, что кресло сертифицировано должным образом и что оно действительно прошло все необходимые испытания согласно стандарту безопасности! Оно может оказаться подделкой.
Единственный путь понять, проходили ли образцы кресел необходимые испытания — это убедиться в наличии сертификата соответствия: следует запросить у продавца Сертификат Соответствия ТР ТС, протокол испытаний и Сообщение об утверждении типа, после чего сверить все данные с оранжевой этикеткой на самом устройстве и проверить наличие Сертификата в реестре, который находится на сайте Росаккредитации.
Подробную инструкцию как на сайте Росаккредитации проверить сертификат можно посмотреть тут.

Должен ли продавец предоставлять оригинал сертификата? Нет. Подлинник находится у производителя. Но продавец должен по вашему требованию предоставить копию сертификата, или товарно-сопроводительную документацию, содержащую эти данные.

Прежде чем покупать автокресло — обязательно убедитесь, что оно имеет подлинный сертификат безопасности!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *